Обереги в традиционном русском костюме

oberegi v tradicionnom russkom kostjume Талисманы

Древние люди считали, что амулеты защищают людей от опасностей, болезней и злых духов. По поверьям, мистической силой обладали украшения, а также элементы одежды — ритуальные костюмы, пояса, меха. О том, как крестьяне использовали зубы животных и яркие украшения, читайте в нашем материале, почему они носили амулет — ложку и прикрепляли к ожерелью куриную кость, что обещала хозяину вышивка на рубашке, а когда надеть красный пояс для чулок.

Обережная одежда русского крестьянина

Крестьяне совершали ритуалы и использовали амулеты — одежду и украшения — для защиты от злых духов и сглаза. Русский костюм сформировался в 13 веке, и до начала 18 века он был распространен во всех сословиях: в царской семье и среди купцов, крестьян и ремесленников. После введения Петром I европейского стиля одежды традиционную одежду носили в основном в сельской местности.

Основой женского и мужского наряда служила длинная майка из льна или конопли. Женщины южных регионов России носили костюмы с помпоном — шерстяной юбкой с орнаментом. На севере люди носили сарафан с рубашкой, халатом и кокошником. Обручи были обтянуты льняной тканью и в них втыкались иглы, считалось, что это защищает женщин от нежелательного внимания мужчин. Крестьяне носили обереги в повседневной жизни: считалось, что они защищают женщин от укусов животных и сглаза.

Помимо праздничной и повседневной одежды в сокровищнице хранились парадные костюмы для торжественных случаев. Такие наряды отличались цветом, богатым орнаментом и орнаментом: женщины вышивали амулеты и орнаменты на рубашках. Эту одежду надевали в начале важных работ — сеяние, уборка урожая, строительство дома.

Магический орнамент

Крестьяне верили в волшебную силу вышивки на рубашках и юбках, поясах и головных уборах. Для вышивания не требовалось сложного оборудования и дорогих материалов — белье, нитки и иглы были в каждом коттедже. Юбки, шарфы, носовые платки, полотенца и скатерти вышивали на Рождество и каждый день. О вещах заботились, и они передавались по наследству. В вышивке часто использовались геометрические узоры. Этот вид узора восходит к глубокой древности: простые фигурки украшали одежду на протяжении многих веков. Прямые линии в орнаментах этнографы относят к земле, волнистые линии — к воде, перекрестные — к огню, а ромб, круг или квадрат — к солнцу.

Орнаменты включают фигурки животных, растений и людей. Пышное дерево с птицами было одним из главных символов и оберегов. Он ассоциировался с деревом жизни, от которого зависел успех или вымирание фермеров. У сил природы были свои образы: солнце вышивалось в виде коня, мать-земля — ​​в виде женской фигуры с птицами в руках, «елочки» на рукавах и поясах символизировали жизнь и добро.

Знаки вышивали как заклинание: орнаменты на рубашках и юбках размещали в строго определенных местах. Им украшали подол юбки, талию, воротник, грудь и рукава рубашки — сначала всю, потом только погон и запястье. Крестьяне верили, что магические символы на запястье придают ловкость и силу, поэтому любая работа будет легкой и успешной.

Все швы на свадебных рубашках были украшены орнаментом, чтобы нечисть не могла добраться до молодоженов и поранить их. Наряды были сшиты с длинными рукавами, в целях сохранения приличия невеста продевала руку жениха сквозь ткань. Рукава еще называли «траурными» рукавами: во время свадебной церемонии девушка вытирала ими слезы, чтобы оплакивать потерю свободы.

Вышитые рубашки украшали и повседневные предметы: это был талисман, не мешавший свободному движению во время работы. Вышитые рубахи входили в приданое каждой женщины, на Севере их должно было быть не менее 10, а в зажиточных крестьянских семьях это число доходило до 50. Наиболее украшенные рубахи предназначались для сенокоса, сбора урожая и свадеб.

Защитные бусы и ожерелья

Славяне верили в волшебную силу украшений благодаря их особой форме, цвету и материалу. Например, ракушки и янтарные бусы считались амулетами радик другому их, подводному происхождению. На одном ожерелье могли сосуществовать разные амулеты, а рядом с христианскими крестами можно было вешать зубы и кости животных.

  • Нукнус, Кукем и страсть: работы дагестанских ювелиров в артефакте
  • Сокровища евразийских кочевников в собраниях Азовского музея-заповедника
  • Убийственная красота: что сделали с женщинами румяна и кринолины

Драгоценности — подвески использовались в ритуалах и в быту. Их носили на шее в виде ожерелья или подвешивали на завязках до пояса. Среди амулетов есть зооморфные подвески, миниатюрные изображения предметов быта и амулеты с изображением небесных тел. Наиболее древними и распространенными были

круглые украшения в виде круга или креста в круге, олицетворявшие культ солнца, а лунниты — изображения луны. Они были сделаны из меди, бронзы и серебра. Также были небольшие амулеты в виде предметов повседневного обихода — ложек и ключей, черпаков и топоров. Обереги — ложки «призывают» богатство и благополучную жизнь. А колокольчики (которые носили как часть ожерелий, вешали на ремни или использовали как пуговицы), как полагали, отгоняли злых духов.

Зооморфные амулеты изготавливали из зубов, костей и когтей животных. В старину люди верили, что часть тела животного обладает такой же защитной силой, как и его изображение. В некоторых регионах России в XIX веке кость куриного крыла прикрепляли к поясам или украшениям. Считалось, что она помогает легче просыпаться по утрам, ее еще называли «восстановаранка».

Украшения были дорогими, и их часто предлагали храмам. Драгоценные кольца и кресты преподносились церквям после исцеления или решения проблем, преподносились иконам: их вешали на цепях к почитаемому образу.

Красный пояс от всех бед

Со временем мистическая сила украшений стала ассоциироваться с их ярким цветом. Ожерелья и бусы с орнаментами должны были отразить нечистую силу и защитить своего владельца.

Мужчины и женщины носили традиционную одежду с ремнями: ходить без них считалось неприличным, как без шляпы. Было даже слово «беспорядок», которое означало потерю самообладания, неадекватное поведение. Ремень обвязывался вокруг футболки, сарафана, юбки и штанов. Верхняя одежда удерживалась на месте широким поясом, который дважды обматывался вокруг туловища. Крестьяне ткали, пряли и вязали полосы из шерсти, конопли или льна. К поясу привязывали мелкие предметы, необходимые в повседневной жизни — ножи, кошельки, сумочки.

Считалось, что полоска образует магический круг и защищает человека от злых сил. Он даже остался в ванне. В монастырях изготавливали специальные пояса с выгравированными на них молитвами.

Цвет аксессуаров-поясов соответствовал возрасту владелицы: дети шили светлые, для юношеские — яркие, а для старших — темные. Особенно почитались красные цвета — в традиционном народном костюме их было более 30: алый, малиновый, огненный и многие другие. Полоски этого цвета символизировали жизненную силу и здоровье хозяйки или дамы. Пояса украшали бусами, серебряными и золотыми нитями и вышивали поздравлениями.

Шубы на овчине и соболях

По поверьям, мужская поясная сетка из красных шерстяных нитей защищала жениха от злых духов, опоясывая его обнаженное тело во время свадебной церемонии. Русский писатель и этнограф Владимир Даль описал старинный обычай: чтобы защитить себя от колдовства, молодые супруги и их гости надевали на одежду пояса с множеством узлов. Колдун не сможет причинить вреда, пока не развяжет их всех.

Традиционный свадебный ритуал включал в себя множество ритуалов, в которых появлялась мантия, символ богатства и плодородия. Верхняя меховая одежда изначально была парадной одеждой бояр, купцов, горожан и зажиточных крестьян. Шубы шили из овчины, соболя, горностая, лисы и лисы. Обычно их вырезали из меха с внутренней стороны и покрывали дорогими тканями, кружевом, драгоценными камнями и серебром. Меха были переданынаследуется и передается в приданое дочерям. В энциклопедии «Русский традиционный костюм» описан случай, когда девушке из богатой купеческой семьи из города Шуя близ Иванова в 1668 году выдано в приданое пять шуб:

Мех был элементом свадебной церемонии и свадебного наряда невесты. Жених и невеста сидели на нем во время свадебного застолья; верхнюю одежду надевали на порог дома, в котором должны были жить молодожены. Мех символизировал богатство и плодородие. Молодая жена в тончайшей шубе на следующий день после свадьбы с мужем пошла к колодцу за водой: так девушка в статусе новой жены познакомилась с сельчанами.

Оцените статью
Блог - Ясновидящая Илона Ленова
Добавить комментарий